Оригинал взят у [livejournal.com profile] ltraditionalist в «Народное христианство» в СССР 1940-50-е годы

В подростковом возрасте я ходил к "святым источникам". Ещё тогда я обратил внимание, что у "святых источников" нет никаких попов, но места те благоустроены, освящены, и что там всем управляют женщины. Ещё я обратил внимание, что при похоронах дом с покойником превращается как бы в миниатюрный храм, и в этом храме также верховодят женщины. И подумалось мне: а что, если бы попов и вовсе не стало бы? Тогда всё вернулось бы в своё естественное русло, когда в религии всем руководили женщины. Это было во времена матриархата. На самом деле матриархат не исчез. Он теплится под спудом официального православия. Если завтра исчезнет православие, тут же, буквально на следующий день, возродится женская религия, народная религия Богородицы. 

В результате "красного террора" и последующих сталинских репрессий четыре пятых православного духовенства в советской России было уничтожено. И советская власть создала условия для возрождения в стране матриархата.

Блог Толкователя пишет:

В 1930-50-е годы верующие, оставленные без «вертикали власти РПЦ», создали уникальную систему «народного христианства» – она была разрушена репрессивной машиной государства только в 1960-е годы.

Фактическая ликвидация РПЦ в 1930-е годы не сказалась на религиозности советских людей. Напротив, на обломках официальной церкви возникло «народное христианство» – органичное состояние верующих людей в России. О том, как происходило перерождение христианства в это время рассказывается в книге Алексея Беглова «В поисках «безгрешных катакомб». Церковное подполье в СССР» (Издательский совет РПЦ «Арефа», 2008 г.).

В 1930-х число священников в результате гонений властей уменьшилось настолько, что роль руководителей богослужений перешла к мирянам. Так, в Воронежской и Курской области такие богомольные кружки возглавили «дедушки» – они отпускали длинные бороды, а волосы стригли в кружок.

Во многих областях, например, в Тульской и Ульяновской, богослужения стали совершать старухи.

Совершение таинств в таких кружках постепенно исчезало. «Дедушки» и старухи ограничивались чтениями Евангелия. Главным объектом поклонения становится Святая Вода и Святые Родники. Наряду с Родниками, объектами священного поклонения становятся Священные Яблони. В Саратовской области власти в 1944 году назло срубили такую яблоню, так верующие приходили молиться её пню.

Открытие церквей в 1943-44 годах, возобновление патриаршества и общее благоволение советской власти РПЦ не уменьшило масштабы «народного христианства». Большинство верующих подозревали иерархов РПЦ в сотрудничестве с властью, а отсюда – в неискренности. О масштабах «христианства без священства» говорится в информационной записке Совета по делам РПЦ при Совете министров СССР «О религиозных пережитках, выражающихся в исполнении обрядов и массовыз молений по нелегальной церкви, и о лицах, занимающихся нелегальной церковной деятельностью» от 25 апреля 1949 года:

- В Рязанской области при наличии 86 зарегистрированных действующих церквей выявлено 174 нелегальных молитвенных дома. В Горьковской – при 47 действующих церквях выявлено 37 нелегальных молитвенных дома. В таких молельных домах собираются по несколько сот молящихся. Например, в селе Бобаж Залесского района в доме гражданки Пастуховой собирается до 150-200 молящихся. В доме Наумова – в зимнее время до 200 молящихся, в летнее время – до 500 человек.

Деятельность в течение многих лет таких нелегальных молитвенных домов, пещер, тайных избушек и т.п. представляет собой крайне вредное явление, а местные органы не знают, как с ними можно бороться.

По данным уполномоченных Совета выявлены усиленные моления у «святых мест», «святых колодцев» и другие акты фанатизма.

1)6 июля из года в год собираются огромные толпы старообрядцев у т.н. «Светлого озера» в Горьковской области. С этим озером связана апокрифическая легенда об исчезнувшем «Граде Китеже». В 1948 году у озера было около 10 тыс. человек…

…3)На кладбище в городе Котельниче Кировской области, в так называемый праздник «семик» собирается множество людей. На могилах они совершают молебны, пьют и обедают. В 1948 году в «семике» участвовало около 10 тыс. человек.

4) В селе Подгорное Воронежской области к «святой яблоне» стекается множество народа. Летом 1948 года кем-то был пущен слух, что 15 августа к «святой яблоне» придёт «мать с двумя приросшими к ней сыновьями». 15 августа число паломников достигло 1 тыс. человек…

…6) В селе Б.Ламовка Тамбовской области у родника «святого Тихона» 29 июня на протяжении лет проходят массовые моления. В 1948 году в них участвовали 6 тыс. человек…

…8) У «святого колодца» в селе Липяги Воронежской области в день «девятой Пятницы» собирается множество молящихся. В 1948 году у нему прибыли 2 тыс. человек…

…17) В Курской области к «святому колодцу» в т.н. «Коренной пустыне» совершается крестный ход. В связи с запрещением этого хода зарегистрированное духовенство в них не принимает участия, но верующие сами организуют Ход. В 1948 году в нём приняли участие 15 тыс. человек».

(Всего перечислен 21 пример массовых религиозных обрядов «народного христианства», счёт на мелкие мероприятия шёл на тысячи).

Власти расписывались в беспомощности перед народной стихией. И тогда на борьбу с «народным христианством» была брошена официальная РПЦ. В той же записке сообщается об этом:

«Патриарх и епископат в своих письмах в Совет многократно просили о принятии административных мер к таким, как они называют, «самочинным службам», в том числе по отношению к духовенству, совершающего «требы» без регистрации.

Совет считает, что по отношению к организаторам шарлатанства надо применять ст. 123 УК РСФСР».

Смерть Сталина несколько поправила положение «народных христиан». На волне демократизации общества было принято постановление Совета министров СССР от 17 февраля 1955 года «Об изменении порядка открытия молитвенных зданий». До конца только этого года в упрощённом порядке было зарегистрировано 37 ранее нелегальных приходов (от ИПХ и катакомбников до экзотических сект – типа «фёдоровцев» и «иоаннитов»). Но эта благоприятная для «народных христиан» ситуация продолжалась недолго. В 1958 году пошло массовое гонение на сектантов, в масштабах даже бОльших, чем в 1930-е при Сталине. И если официальная РПЦ в этот период расплачивалась в основном закрытием церквей (в 1960-м действовало 13.008 православных храмов, в 1970-м – 7338), то сектантов начали судить и отправлять в тюрьмы. 28 ноября 1958 года ЦК КПСС принял постановление «О мерах по прекращению паломничества к так называемым «святым местам». Организаторы паломничеств и нелегальных служб стали получать «стандартные» 2-3 года лагерей (около 200 человек за десятилетие). К борьбе против сектантов снова подключилась и РПЦ. Весной 1959 года патриарх Алексий I разослал в адрес епархиальных управлений послание, в котором обязал духовенство «вести работу среди верующих о недопустимости паломничество к таким святым местам и отчитываться о ходе такой работы перед Патриархией». Нередки стали доносы официальных священников против своих нелегальных коллег.

1 января 1961 года вступила в действие статья 227 УК РСФСР, которая предусматривала уголовную ответственность за «организацию или руководство группой, деятельность которой, проводимая под видом проповедования религиозных учений и исполнения религиозных обрядов, сопряжена с причинением вреда здоровью граждан или иными посягательствами на личность и права граждан, либо побуждением граждан к отказу от общественной деятельности и неисполнению гражданских обязанностей». Только в 1962-64 гг. по этой статье к разным срокам заключения было приговорено более 200 человек, среди которых «истинно-православные христиане», катакомбники, т.е. лидеры и представители групп церковного подполья, оппозиционных РПЦ. В отношении тысяч представителей «народного христианства» КГБ проводил т.н. «профилактирование», обычно заканчивающееся ссылкой в глухие места, подальше от своей общины.

То, что не смог сделать Сталин, буквально за 15-20 лет осуществили при Хрущёве и раннем Брежневе: почти полностью уничтожив «народное христианство» в СССР – путём запуска маховика репрессивной машины. Но также и потому, что, в отличие от 1930-х, когда РПЦ считала церковных диссидентов своими собратьями по гонению, в 1950-60-х она совместно с государством перешла в наступление на «нелегалов».


You may post here only if ukhudshanskiy has given you access; posting by non-Access List accounts has been disabled.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Expand Cut Tags

No cut tags

Style Credit